Проект «Школа тьюторской практики»
Проект был реализован на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в 2014-2015 гг. По итогам конкурсного отбора инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проект вошел в число 87 финалистов и получил финансирование в объеме 1,5 млн. рублей. Приоритетное направление деятельности Фонда, которому соответствует проект – социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Идея проекта возникла в реабилитационном центре не случайно. Работа с родителями детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов центра, в котором ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2013 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Мониторинг состояния здоровья детей, проходящих курс реабилитационных мероприятий в центре, ежегодно показывает положительную динамику у 92-94% детей. Повышение эффективности работы с детьми-инвалидами становится возможным благодаря максимальному включению в реабилитационный процесс родителей, развивающих свои компетенции под руководством профессионалов центра (педагогов, психологов, инструкторов ЛФК).
Несмотря на положительную динамику проводимой реабилитации пациентов центра, основной, препятствующей ее полноценному завершению, является проблема недостижения пролонгированного эффекта реабилитационных мероприятий. Отсутствие у родителей навыков реабилитации в домашних условиях, а также территориальная удаленность специальных служб, деятельность которых особенно важна для семей с маломобильными детьми, не позволяют закрепить полученный эффект от проведенных мероприятий в реабилитационном центре, что значительно удлиняет процесс дальнейшего восстановления здоровья детей-инвалидов. Второй проблемой, затрудняющей эффективное взаимодействие родителей, является отсутствие единого информационно-реабилитационного пространства, позволяющего в режиме реального времени организовать консультации со специалистами, обмен положительным опытом реабилитации, доступ к нормативно-правовой и методической базе по проблемам реабилитации детей-инвалидов. Третья проблема имеет субъектный характер и отмечена инициаторами проекта по результатам мониторинга удовлетворенности родителей качеством оказания социальных услуг в реабилитационном центре. Многие родители детей-инвалидов имеют серьезное желание и педагогический потенциал к распространению собственного, а также полученного в процессе обучения опыта сопровождения ребенка-инвалида. Именно их склонность к сетевому взаимодействию, а также накопленный профессионалами центра многолетний опыт обучения родителей и стремление к его распространению стали отправной точкой в реализации замысла проекта.
О ТЬЮТОРСТВЕ
Термин «тьюторство» (от англ. tutor) в его современном понимании означает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождение процесса индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования, социальной сфере. В настоящее время в России специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Минздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Для России тьюторство – принципиально новый вид образовательной деятельности. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада.
В сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации тьютор (в нашем случае им является обученный родитель ребенка-инвалида) составляет индивидуальный образовательный маршрут для слушателей курсов (с помощью специалистов-педагогов) и корректирует его освоение. Организация в Белгородской области тьюторской практики родителей детей-инвалидов является инновационной и базируется на принципах их интеграции с другими семьями в вопросах развития и образования, оказания помощи в подборе реабилитационных, развивающих и коррекционных программ, правовой и образовательной поддержки семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах. Проект организации социального тьюторства для целевой группы родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья впервые реализован в Белгородской области.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являются непосредственными участниками проекта, по итогам реализации которого родители, освоившие новые компетенции, проходят аттестацию и приобретают статус «тьюторов», включаются в сетевое взаимодействие с другими семьями из целевой группы. В дальнейшем участники проекта – тьюторы, прошедшие соответствующую подготовку – будут проводить обучение семей, воспитывающих детей инвалидов, на интерактивных образовательных площадках (созданных на базе районных центров и отделений по работе с несовершеннолетними) в муниципальных округах; также запланировано постоянное повышение квалификации тьюторов специалистами реабилитационного центра на выездных занятиях школы тьюторской практики.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛОЩАДОК, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ
1. Площадка МУ СОССЗН Вейделевского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
2. Площадка МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района
3. Площадка МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Губкина и Губкинского района
4. Площадка СМУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ракитянского района
5. Площадка МУ СОССЗН Чернянского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
1. Сборник материалов по результатам реализации проекта и обобщению опыта социального тьюторства среди семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "ШКОЛА ТЬЮТОРОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: ИДЕЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТЫ" (Загрузить). В издании представлен анализ, основные этапы реализации, эффекты и перспективы проекта «Школа тьюторской практики» на базе центра в 2014-2015 гг. Сборник будет интересен работникам учреждений социальной защиты населения, специалистам в вопросах реабилитации детей-инвалидов, родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, а также всем, кто хотел бы принять участие в дальнейшем развитии школы тьюторов.
2. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях «Мы – вместе!» (Загрузить)
3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей-тьюторов, работающих с особыми детьми (лекционный и практический материал).
Часть 1. (Загрузить)
Часть 2. (Загрузить)
4. Лекционные и практические материалы для родителей-тьюторов:
«Технологии коррекционно-логопедической работы с особыми детьми» (Загрузить)
«Лечебная физкультура в работе с особыми детьми» (Загрузить)
«Эрготерапия в работе с особыми детьми (Загрузить)
5. Брошюра «Арт-терапия и эргокинезотерапия в работе с особыми детьми» (Загрузить)
6. Сборник методических материалов «Консультации для родителей» (Загрузить)
7. Сборник материалов областного семинара-конференции «СОЦИАЛЬНОЕ ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС ДЛЯ ПОИСКА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ» (13 февраля 2015 года) (Загрузить)
8. NEW! Инфографика проекта "Школа тьюторов" (Загрузить)
НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
1. Положение о «Школе тьюторской практики» (Загрузить)
2. Положение о рабочей группе проекта (Загрузить)
3. Заявка на участие в конкурсе проектов (Загрузить)
СМИ о проекте